Зачем нужна огнезащита воздуховодов
Огнезащита воздуховодов в строящихся и реконструируемых зданиях и сооружениях нужна в соответствии с требованиями строительного законодательства. Какова цель этих требований?
В случае пожара наибольшую опасность для здоровья и жизни находящихся в горящем здании людей представляет огонь и дым, который может быстро заполнять помещения. Для успешной эвакуации людей необходимо удалять дым из помещений и обеспечивать приток воздуха для заполнения объема помещений вместо удаленного дыма. Эту работу выполняют системы вытяжной противодымной вентиляции и приточной противодымной вентиляции, которые при пожаре должны работать от 30 до 180 минут.
Продукты горения имеют высокую температуру, которую обычные воздуховоды без огнезащиты выдерживают не дольше 15 минут. Поэтому для указанных систем выполняют огнезащитную обработку воздуховодов. Специальные огнезащитные покрытия и составы увеличивают предел огнестойкости воздуховодов до величины от EI30 (30 минут) до EI 150 (150 минут). Виды огнезащитных покрытий и составов для воздуховодов рассмотрим ниже.
Для каких воздуховодов нужна огнезащита
В соответствии со Сводом правил СП 7.13130.2013 (с изменениями от 12.03.2020) подлежат огнезащите воздуховоды вытяжной противодымной вентиляции и приточной противодымной вентиляции.
Воздуховоды вытяжной противодымной вентиляции предназначены для удаления дыма и других продуктов горения из здания через дымоприемные отверстия.
Воздуховоды приточной противодымной вентиляции используются для предотвращения задымления помещений здания. Через них в помещения подается наружный воздух для создания избыточного давления и компенсации объема удаленного задымленного воздуха.
Документы и нормы по огнезащите воздуховодов
Требования к огнезащите воздуховодов дымоудаления и приточной противодымной вентиляции определены в СП 7.13130.2013 “Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (с изменениями от 12.03.2020). Также к огнезащите воздуховодов относится ГОСТ Р 53299-2013 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость» и другие стандарты.
К огнезащите воздуховодов дымоудаления, которые должны изготавливаться из стали толщиной не менее 0,8 мм, предъявляются следующие требования по пределу огнестойкости:
- EI 150 (150 минут) - для транзитных воздуховодов за пределами пожарного отсека.
- EI 60 (60 минут) - для воздуховодов внутри пожарного отсека, предназначенных для удаления дыма из закрытых автостоянок.
- EI 45 (44 минут) - для вертикальных воздуховодов внутри пожарного отсека, предназначенных для удаления дыма из обслуживаемых помещений.
- EI 30 (30 минут) – для других воздуховодов вытяжной противодымной вентиляции внутри пожарного отсека.
Требования к пределу огнестойкости воздуховодов приточной противодымной вентиляции:
- EI 150 – для воздухозаборных шахт и приточных каналов за пределами пожарного отсека.
- EI 120 – для приточных воздуховодов, обслуживающих шахты лифтов для перевозки пожарных подразделений.
- EI 60 – для приточных воздуховодов, используемых для подачи воздуха в тамбур-шлюзы поэтажных входов в незадымляемые лестничные клетки и на закрытые автостоянки.
- EI 30 – для воздуховодов воздухозаборных шахт и приточных каналов внутри пожарного отсека.
Эти требования по огнезащите воздуховодов реализуются применением соответствующих огнезащитных покрытий и составов.
Какие бывают системы огнезащиты воздуховодов
Рассмотрим системы огнезащиты воздуховодов, используемые для обеспечения требуемого предела огнестойкости.
Конструктивная огнезащита воздуховодов
Конструктивная огнезащита воздуховодов реализуется на основе жестких минераловатных плит или базальтовых рулонных фольгированных огнезащитных материалов (МБФ). Крепление огнезащиты к воздуховодам может производиться при помощи огнестойких мастик, либо сухим способом при помощи крепежных элементов.
Данная система может обеспечить степень огнестойкости до EI 180 и выше.
При этом конструктивная огнезащита является наиболее трудоемкой, имеет наибольшую стоимость и требует больших сроков работ. Вес конструктивной огнезащиты создает дополнительную нагрузку на крепления воздуховодов.
Огнезащитные покрытия и составы для воздуховодов
Огнезащитные составы и покрытия состоят из смеси минеральных веществ и огнестойких добавок. Наносятся на поверхность воздуховодов напылением или торкретированием.
Поверх данных покрытий и составов могут наноситься вспучивающиеся тонкослойные огнезащитные краски, которые повышают итоговую степень огнестойкости покрытия.
Такие огнезащитные покрытия дают степень огнестойкости до EI 180.
Нанесение огнезащитных составов требует наличия достаточных просветов между воздуховодами и конструкциями здания, а также специальных условий нанесения.
Преимущества огнезащитных составов для воздуховодов – легкость и быстрота нанесения, долговечность.
Огнезащитные толстослойные штукатурки для воздуховодов
Отдельно можно выделить огнезащитные штукатурки для воздуховодов, состоящие из минерального волокна, цемента и добавок. Нанесение огнезащитных штукатурок на воздуховоды производится методом торкретирования. Толщина покрытия определяется в зависимости от требуемой степени огнестойкости. Для повышения предела огнестойкости и декоративных целей также могут покрываться дополнительно огнестойкими красками.
Штукатурки образуют на поверхности воздуховодов прочное и легкое огнестойкое покрытие, устойчивое к вибрации. Обеспечивают предел огнестойкости до EI 240.
Огнезащита креплений воздуховодов
Помимо требований к огнестойкости самих воздуховодов дымоудаления и приточной противодымной вентиляции, СП 7.13130.2013 определяет требования к пределу огнестойкости креплений и подвесок воздуховодов.
Цель этих требований – не допустить разрушения креплений воздуховодов во время пожара, в результате чего произойдет разрушение самих воздуховодов.
Требования СП 7.13130.2013 к пределу огнестойкости креплений и подвесов воздуховодов:
- внутри пожарного отсека – предел огнестойкости креплений по показателям несущей способности должен быть не ниже предела огнестойкости самих воздуховодов,
- снаружи пожарного отсека - не ниже степени огнестойкости строительных конструкций.
С учетом этих требований, предел огнестойкости креплений воздуховодов должен составлять от RE 30 (30 минут) до RE 240 (240 минут). Огнезащита креплений воздуховодов, как правило, выполняется аналогично огнезащите самих воздуховодов. Например, при помощи базальтовых матов, крепящихся на огнестойкую мастику, с предварительной подготовкой поверхности креплений.
Сравнение показателей и выбор огнезащитных составов для воздуховодов
Рассмотренные системы огнезащиты воздуховодов отличаются по ряду особенностей и характеристик.
Критерии выбора системы огнезащиты воздуховодов:
- Возможность применения на конкретном объекте для обеспечения степени огнестойкости, требуемой проектной документацией.
- Возможные ограничения толщины огнезащиты воздуховодов.
- Дополнительная нагрузка на воздуховоды и их крепления от веса огнезащиты.
- Стоимость сертифицированных материалов, с учетом их характеристик и расхода.
- Стоимость и сроки монтажа огнезащиты.
- Срок службы огнезащиты воздуховодов.
- Требования по эксплуатации и обслуживанию огнезащиты после сдачи объекта в эксплуатацию.
Выбор оптимальной системы огнезащиты осуществляется на стадии разработки проекта огнезащиты проектной организацией, имеющей лицензию МЧС.
При проектировании огнезащиты учитываются требования законодательства, особенности объекта, условия эксплуатации инженерных систем, а также технико-экономические характеристики огнезащитных покрытий и составов. Это позволяет на стадии разработки проекта выбрать наиболее экономичные и эффективные решения.
Если у вас есть вопросы по огнезащите воздуховодов – вы можете обратиться к нашим специалистам в чат или позвонить по телефону +7 (495) 799-97-05.
Огнезащитные составы и покрытия для воздуховодов:
Вам также может быть интересно